четверг, 17 мая 2012 г.

За новое лицо старого класса


Во мне еще живы отголоски советской родины. Еще сохраняющиеся осадки в моей крови. И это слово - интеллигент - отзывается во мне как нечто непристойное, скверное, почти ругательство. Интеллигент, по определению, - это высокообразованный человек, специалист в своей области, занимающийся умственным трудом, и, как оказывается, в этом нет ничего плохого.
Если подумать, что я знаю о судьбе интеллигенции в относительно недалеком для меня прошлом? В Российской Империи интеллигенция - это цвет и гордость российского общества. В Советской России - это глубоко презираемый, недостойный, ущербный класс, пережиток прошлого, предназначенный для искоренения. И, наконец, моя Россия. Существует ли в моей России интеллигенция как класс?




23 апреля 2012 года редакция литжурнала «Новые строки», главным редактором которого я являюсь, организовала в социальной сети «В контакте» online беседу на тему «Российская интеллигенция XXI века. Что она из себя представляет? Ее роль и значение в российской культуре». В беседе приняли участие поэт, почет-лауреат всероссийской премии поэтов «Послушайте!» имени Велимира Хлебникова Вадим Паршин; поэт и прозаик Ольга Козлова; поэт Одинцов Руслан; поэт Станислав Кабаев; поэт и критик Канат Канака.
Я не стану здесь излагать всю суть беседы, она получилась достаточно обширной и читатель всегда может ознакомится с ней на нашем блоге  nssafonovo.blogspot.com. В этой статье я изложу свою точку зрения.
Старая интеллигенция в моей России продолжает существовать, но она уже не выполняет свою функцию. Кто в этом виноват: власть предержащие или мы сами? По мне, так и те и другие. Новое поколение на 99% состоит из дилетантов (к коим отношусь и я) и стремится идти своим путем, отвергая принципы старой интеллигенции.
Я считаю, что интеллигент, как впрочем и любой представитель любого другого сословия, обязан быть образованным. Ведь чтобы улучшить жизнь, надо знать не только что следует сделать, но и как.
В споре Станислава Кабаева, предлагающего забыть уже об интеллигентах и посмотреть на интеллектуалов, честно производящих идеологию за хлеб, и Вадима Паршина, уверенного, что новая интеллигенция должна создать себя сама и доказать свое право на существование, я встаю на сторону Вадима, не считая, впрочем, программу Станислава плохой или наоборот хорошей. Ее просто не достаточно. И чтобы создать новую интеллигенцию, мы должны ответить на три основных вопроса: 1) каким будет наше «единое мнение»; 2) в каком обществе мы хотим жить; 3) что должно присутствовать в новом интеллигенте помимо образованности - мораль или религиозность?


Дмитрий Паршин