вторник, 24 апреля 2012 г.

Российская интеллигенция XXI века. Часть I


Редакция литературного журнала "Новые строки" 23 апреля 2012 года в социальной сети "В контакте" провела online беседа на тему "РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ XXI ВЕКА. Что она из себя представляет? Ее роль и значение в российской культуре". В беседе приняли участие учредитель, издатель и главный редактор литературного журнала "Новые строки" Дмитрий Паршин; поэт, почет-лауреат всероссийской премии поэтов "Послушайте!" имени Велимира Хлебникова Вадим Паршин; поэт и прозаик Ольга Козлова; поэт Одинцов Руслан; поэт Станислав Кабаев; критик Канат Канака.



Дмитрий Паршин
«Просто быться» - в красоте и истине - как раз то, чего утопически желает, но по определению не может интеллигенция», - написал Руслан Одинцов в своей статье, посвященной творчеству молодого смоленского поэта Дарьи Евтюховой. А кого мы сегодня причисляем к интеллигенции? Что это за социальный слой? «Социальный слой, неоднородный по происхождению и положению. Принадлежность к интеллигенции определяется профессиональной занятостью человека умственным или творческим трудом, образовательным уровнем и специальными знаниями, которыми он обладает». (histori.kutema-school.edusite.ru/p39aa1.html) Так ли это сегодня? Согласны ли мы с этим? Понимаем ли это?


Ольга Козлова
Интеллигенция, мне кажется, сейчас вымирает. Раньше интеллигенцией считали людей, которые как-то улучшают жизнь других: просвещают (учителя), исцеляют (врачи) и т.д. Но сейчас в школах почти не учат, а в больницу страшно обращаться. Я считаю, что это понятие давно себя исчерпало. И вот вопрос: что сейчас делать - придумывать новое слово взамен «интеллигенция» или привязывать к нему новое значение, или подбирать класс людей, подходящих этому слову? Если считать интеллигенцией современных учителей, то только тех, кто учит по евростандарту (т.е. готовит учеников к ЕГЭ), но в России этот стандарт не приживается.


Руслан Одинцов
Ольга, я бы не сказал, что евростандарт, это уровень, на который стоит ориентироваться. Тот же ЕГЭ тренирует лишь память.


Ольга Козлова
Понимаешь, Руслан, Россия подписала закон о том, чтобы вести обучение народа по евростандарту, и от этого мы теперь отойти не можем. Получается, что скоро появится такой класс, как евроинтеллигенция, а русской не останется вовсе. Хотя интеллигенцией можно считать поэтов и писателей, которые пишут на русском языке, тем самым его сохраняя, а так же преподавателей в высших учебных заведениях.


Станислав Кабаев
Да, давайте начнем с дефиниций (краткое высказывание, относящее какой-либо объект к какой-либо категории и описывающее важнейшие отличительные признаки этого объекта - прим.ред.), иначе будем говорить совершенно о разных вещах. Очевидно, что понятие «интеллигенция» подразумевает под собой какой-то социальный класс. Какой? Я буду смотреть с точки зрения левого дискурса, поэтому сразу отметаю просто «высокодуховных граждан». В Европе есть такой более точный термин «интеллектуал». Он подразумевает человека, зарабатывающего умственным трудом, т.е. производящим идеологию. Интеллектуал честно обменивает идеологию на хлеб, русский интеллигент же считает, что хлеб ему должны давать за сам статус радетеля высокого духа, эдакий Васисуалий Лоханкин. Я предложил свою экономически-социальную модель, она лучше всего, на мой взгляд, отображает современность.


Паршин Вадим
Современная интеллигенция не представляет сегодня чего-то фактически существующего. Определить границы интеллигенции и людей «облаченных» в это самое понятие, эту самую классовость, необычайно сложно. И вопрос тут вовсе не в статусе, а в том, что он-то, этот самый статус, не подтверждается никем. Ну ладно, ученые, врачи, учителя, по мере своих навыков, подтверждают свой статус. Но вот писатели, поэты... Нет, как мне кажется. Интеллигенция сегодняшнего дня - это класс, только образующийся, подчиненный принципу формирования себя самого. Доказать, заработать звание интеллигенции - вот, что должно быть приоритетом.


Станислав Кабаев
Знаете, обычно пятая часть философских трудов посвящена именно дефинициям, ибо такие понятие, как «бытие», «интеллигенция», «сущность» все трактуют совершенно по-разному. Я говорю о XXI веке, но вы начинаете говорить о врачах, я предлагаю исключить их из повестки дня. Не делайте вид, что не понимаете, о чем я говорю.


Ольга Козлова
Не понимаю и даже вид делать не буду. Раньше они считались интеллигенцией.


Станислав Кабаев
Смотря кем. Евразийцами, например, не считались, Бухариным не считались, а во времена Екатерины II считались мещанством.


Ольга Козлова
Мне кажется, интеллигент XXI века в России тот, кто может и сохраняет русский ум и русский язык. От того она и называется «русская». И чтобы выявить нормальное значение надо брать только, наверное, с XVIII по XX века.


Дмитрий Паршин
В данной дискуссии мы рассматриваем интеллигенцию в рамках культуры (литература, поэзия, живопись, скульптура, музыка и т.п.) и творчества.


Станислав Кабаев
Вадим, верно. Я как раз хотел сказать о самоопределении. Это ближе всего к истине, это же совершенно нивелирует интеллигенцию как класс, самоликвидирует. Поэт никогда не может быть близок врачу. А главврач - близок фельдшеру. Я предлагаю говорить об интеллектуалах. Я уже говорил, кто это.


Ольга Козлова
Я про творчество и говорила. Тогда другой вопрос: какого творческого человека можно считать интеллигентом? Станислав, люди с высшим образованием для вас уже не интеллигенты? Или у врача, по вашему, среднее образование? Я понимаю, что мы говорим про культуру, но все же.


Дмитрий Паршин
Является ли наличие высшего образования необходимым и обязательным для причисления человека к интеллигенции?


Ольга Козлова
Да, является. А как человек будет просвещать народ, если он толком о просвещении ничего не знает. Да и смотря какой уровень творческого и культурного просвещения нам нужен. Если хотите народ среднячково-образованный, то вас может устроить просветитель с семью классами образования. Если хотите проникнуть в культуру как можно глубже, учитесь у того, что отпахал на диплом.


Станислав Кабаев
Не обязательно. Объясню почему. Ольга, я склоняюсь к ответу: никакого. «Творческая интеллигенция» - специфическая историческая формация. Герцен и Огарев были интеллигентами, потому что занимались исключительно умственным трудом. Они могли делать это за счет своих крестьян, как Платон за счет рабов. Сегодня «творческий интеллигент» - тот, кто зарабатывает умственным трудом. Это главное, а есть ли у него «вышка» уже его дело. И культуртрегера его продвигающего.


Паршин Вадим
Ольга, ты безусловно права по поводу высшего образования. Человек с высшим образованием, конечно же, несет в себе начало класса интеллигенции. И, конечно же, не стоит упускать из виду поколения, передающие в себе стремление к определению интеллигентного фактора. Но вот что еще хотелось бы сказать: временные рамки интеллигенции в нынешнее время стоит отрезать, начиная с ближайшего времени. Сейчас идет отслоение молодого поколения от старшего по всем фронтам. И следовательно понятие интеллигенции переносится в самое свое начало, идя от нуля. Вот тут-то и надо ставить вопрос не об интеллигенции прошлого, но об интеллигенции рождающейся.


Руслан Одинцов
Дмитрий, нет, так как образование вообще достаточно ущербно, как в школе, так и в вузе. Недостаточно получить диплом специалиста, чтобы стать интеллигентом, ибо современное образование даёт лишь частности и не требует целого. Однако, уже можно причислять себя к элите, но элита это несколько другое на мой взгляд.


Ольга Козлова
Понимаете в чем тут дело: обычный школьный учитель дает ученикам то, что он вызубрил по учебникам и дальше от темы не уходит. А человек с той же докторской сам формирует культурный пласт, выявляя новые понятия и явления культуры.


Станислав Кабаев
Ольга, да забудьте вы про эту миссию просвещения! Это опасные мифы народничества и советский эпохи. Этим интеллигенция только отдаляется от народа, а не проникает в него. В современном мире невозможно менторство, мы уже сыты им по горло. Да и кому просвещать? У журнала «Новый мир», например, тираж 2000 экземпляров.


Руслан Одинцов
Докторская - да, это уже научная степень.


Ольга Козлова
И те, кто не хочет получать высшего образования, могут спокойно идти пахать тяжелым трудом. Нет, такие люди тоже нужны. Должен же кто-то тяжелую работу выполнять.


Канат Канака
Интеллигентный человек, на мой взгляд, должен иметь хотя бы какое-то образование, либо заниматься самообразованием. Например, Иосиф Бродский, который толком в школе-то и не учился и высшего образования не имел.


Ольга Козлова
Бродский - гений. А где вы гениев видели в последнее время? Что делать например мне - человеку только с задатками одаренности? Учиться, конечно.


Станислав Кабаев
Отличный пример с Бродским! И всякое просвещение он глубоко высмеивал, потому что деваться от этих навязанных интеллигентов было уже некуда.


Руслан Одинцов
Гении по определению немногочисленны.


Ольга Козлова
Почему вы так относитесь к образованным людям! На них молиться надо. Если бы у всех мировых ученых не было стремления к просвещению, вы бы сейчас бегали и палкой животных убивали. Или на крайний случай, на бересте до сих пор бы писали. Кто сделал все великие открытия? Интеллигенция как раз все это сделала! Зачем же тогда по вашему все эти институты, университеты. Вы знаете, что вы сейчас ругаете людей, которые, может быть, будут подавать пример вашим детям? Вот вы бы были за что: за то,что бы ваш ребенок читал произведения быдла необразованного или нормального грамотного писателя?


Паршин Вадим
Давайте выйдем за рамки образовательного фактора в интеллигенции, раз уж в данном вопросе нету общности. Давайте поговорим о том, что делает, либо же должна делать интеллигенция для того, чтобы оправдать свое существование.


Канат Канака
Ольга, я против образования ничего не имею. Каждый интеллигент сострадает человечеству.


Паршин Вадим
Все мы знаем и о том, что Тургенев тоже занимался самообразованием. Но что есть интеллигенция? В чем ее функция, и выполняется ли она на сегодняшний день?


Ольга Козлова
Когда жил Тургенев, учиться толком было не где. Тогда было не самообразование, а домашнее. Самообразование имеет ряд минусов и самый первый: понять информацию не так как предполагается ее понимание, и сделать еще хуже.


Канат Канака
Интеллигент разве ограничивает себя только образованием? У него нет других качеств?


Станислав Кабаев
Общество слишком рассредоточено, постмодерн - царство релятивизма. Существуют сотни различных групп, и у каждой этой группы своя интеллигенция. Ведь у них разные источники информации, уровень дохода, место жительства (доступность культуры). Сегодня интеллигента уже невозможно выделить по стилю жизни или какому-либо внешнему фактору. Каждый такой маленький кластер интеллигенции самодостаточен, и это великолепно. Данный факт отменяет всеобщую идеологию и увеличивает профессионализм его членов. Сегодня слишком много техник и знаний, чтобы было возможным существование человека Возрождения. Поэтому с уничтожением сакрального статуса интеллигента надо и от самого термина отходить. Сегодня все образованы, все владеют источниками знаний, творчество может стать основным аспектом жизни, к чему и ведет история человечества.


Ольга Козлова
Кто сказал, что образование ограничивает? Чем больше человек знает, тем больше у него тех же самых тем для творчества.


Паршин Вадим
Это было самообразование. И именно это понятие признавал сам Тургенев. Интеллигенция - это люди, развивающие российскую культуру, науку, вообще гуманитарное направление. То, что мы сейчас хвалим или же ругаем (учителей тех же), есть прошлое. Сегодня это интеллигенция страны советов. Наша же, уже демократическая интеллигенция только лишь зарождается. Давайте говорить о ней.


Канат Канака
Ольга перечислите мне все качества интеллигента? Каким интеллигент должен быть?


Станислав Кабаев
Я один про образование не говорю?


Руслан Одинцов
Отнюдь, я считаю, что самообразование позволяет человеку действительно целиком и глубоко разобраться в проблеме, а так же воодушевляет его на другие самостоятельные свершения.


Ольга Козлова
У всех разные цели получения образования.


Канат Канака
Согласен с Одинцовым, мне мое высшее образование ничего не дало, а про школу я вообще молчу. Мне русская литература больше дала, чем мое высшее образование.


Ольга Козлова
У кого-то нет целей даже его получать. Давайте о таких людях не будем.


Станислав Кабаев
Вадим начал говорить о какой-то новой «демократической интеллигенции», было бы хорошо спросить у него, что он имеет в виду.


Руслан Одинцов
Станислав, категорически не согласен, что все образованы. Ведь именно культура развивается. Так, сегодня наличие школы за плечами - уже не образование как в царские времена. Почему ты считаешь, что люди умственного труда в России хотят получать свой хлеб даром?


Канат Канака
Руслан, людям хочется жить на халяву.


Станислав Кабаев
«Сословного» все же смелое слово. Даже «классового» не подходит. Скорее «кластерного» или «сегментарного». Руслан, есть же такое понятие, как объективная грамотность. Владение письмом, знание основной классики литературы и основных законов природы уже дают вам широчайший простор для мысли и творчества. Я не говорю, что на этом надо остановиться, вовсе нет, век живи и т.д. Но это объективный плюс прогресса.


Руслан Одинцов
Канат, на мой взгляд интеллигенция должна обладать и формировать систему ценностей, и, понятно, что в никакой современной системе ценностей не должен быть главенствующим лозунг: «Наслаждайся!»


Ольга Козлова
Я говорю о любом. Но естественно, привлекая личный опыт.


Паршин Вадим
Станислав, поддержу вас, и не буду сейчас говорить об образовании. Интеллигенция, выведенная на уровень малых групп сословного определения, делает само это понятие размытым в ужасную мазню, простите мне такое выражение. Интеллигент несет и обязан нести просвещение, за счет каких-либо свойственных именно ему уровней знания конечно. Но несет ли она, эта самая предположительная интеллигенция это знание? Нет, не несет. Мы живем в мире поглощения и пользования. Выводить же что-либо новое не стремится практически никто. Кроме, конечно же, учителей, но я обещал не говорить о них. Литературные работники знаний и просвещения в российской культуре современности данной функции не выполняют. Смысл их жизни заключается в заработке, причем самым легким путем. Принцип получения денег и стремления жить как можно лучше сам по себе исключает на данный момент возможность интеллигенции, но это фактор рождения долгожданной прослойки общества в будущем. Согласитесь?


Станислав Кабаев
Ольга, негатива у меня нет, отнюдь, имею высшее экономическое. У меня есть негатив к специалистам (не профессионалам), а не к образованию.


Канат Канака
Руслан, полностью согласен, но мы же говорим об интеллигенции, а не о простых рабочих. Простым рабочим не до ценностей, не до народа, не до человечества, им семью кормить надо.


Руслан Одинцов
Станислав, я просто не считаю и, думаю, ты тоже, что наша страна достаточно образована. Фурсенко сделал всё, что мог.

2 комментария:

  1. И никаких выводов. Смысл-то беседы в чем? Должен быть итог, а то такое ощущение, что всем надоело, или инет отрубили в самый неподходящий момент.

    Кроме того, хочется все-таки услышать ответ Ольги на вопрос Каната: перечислите мне все качества интеллигента? Каким интеллигент должен быть?

    Ольга Козлова: Самообразование имеет ряд минусов и самый первый: понять информацию не так как предполагается ее понимание, и сделать еще хуже. - Ну и вот с этим совсем не могу согласиться. Самообразование, напротив, имеет ряд преимуществ. И одно из самых главных - свежий, незашореный взгляд на привычные вещи и явления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело в том, что беседа получилась очень объемная и для удобства мы разбили ее на несколько частей. В течении дня вся беседа будет предоставлена для ознакомления. Так же будет опубликована статья-итог с выводами дискуссии.

      Удалить