О журнале

Охват: Сафоново и Смоленск
Общий тираж: 100-150 экз.
Периодичность: раз в месяц
Формат: А4
Объем: 16-20 полос
Цветность: ч/б
Бумага: газетная


Проект издания молодежного журнала «Неофициальные строки» разработан в июле 2011 года на Смоленском молодежном областном лагере актива «СМОЛА-2011».


В том же месяце автор проекта Паршин Дмитрий Алексеевич регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя и приступает к реализации проекта. За основу берется молодежное издание, которым Дмитрий занимался с октября 2008 года (сначала это была рукописная листовка «ВОПЛ’ь», а затем печатный журнал).


На сегодняшний день журнал «Неофициальные строки» является неофициальным литературным изданием для молодежи, в котором публикуются стихи молодых авторов из Сафонова, Смоленска, Пензы и Твери. Стихи публикуются на конкурсной основе, по результатам голосования редколлегии, в которую входят от 16 до 20 представителей молодежи: актеры, политики, певцы, критики, работники телевидения и др.


Сформирована система рейтингов. Авторы получают баллы за стихотворения, прошедшие голосование редколлегии и опубликованные на страницах журнала. Принято решение разработать gadget-проекты ежегодной литературной премии «Поэт года» и издания ежегодного поэтического альманаха «Стихи. Под штампом «лучшее».


Редакция журнала организует культурные мероприятия для молодежи: литературное кафе «Поэзия без сахара в «Карамели»; авторские вечера; online-беседы в социальной сети «В контакте».


Ведется работа по созданию ежемесячной телевизионной программы «Поэт-onlife» на ТРС «Сафоново».


От «ВОПЛ'я» до «НС'и»


2008, 24 октября – официальная дата рождения газеты. Паршин Дмитрий выпускает первый номер, тогда еще под именем «ВОПЛ'ь». Распространение ведется при помощи так называемого «сарафанного радио», из рук в руки, однако, не смотря на это, тираж номера составляет 22 экземпляра. Газета становится новым веяньем, соответствующим стремлению молодежи (тогда издание направляло свои публикации на так называемую прослойку «неформальной субкультуры») проявить, показать себя. Во многом продвижению творения Паршина Дмитрия способствует и акция «Стихи на асфальте», проведенная летом того же года.


Кстати говоря, «Стихи…», и это исторический момент в жизни города, значение которого упускать не стоит, стали первой акцией в Сафоново. Не было тогда еще молодежной организации CUBA, не вошло в моду пресловутое понятие «флеш-моб». Все это будет позже.


Сейчас же поговорим об эффекте, произведенном пока еще не газетой, пока еще единолично Паршиным Дмитрием. Эффект, надо сказать, предсказуемый. Все, что ново, как повелось, приводит к невиданному результату, что позже докажет фестиваль «Сафоний». Но это также будет после, как и многочисленные сложности, постигшие «ВОПЛь» спустя полтора года. Мы же с вами поговорим о 2008 – годе рождения молодежной газеты.

Номер набирается вручную, от оформления (весьма аскетичного и непритязательного), до верстки. Затем, через знакомых и энтузиастов, он дублируется и распространяется среди друзей, друзей-друзей и далее. Фактически, проводится проба аудитории. Определяется зона интересов, направления развития издания. И – вновь стратегический успех. Осторожно двигаясь вперед, Дмитрий работает исключительно в рамках той группы людей, непосредственное знакомство с которыми позволяет «наносить точные удары». В зоне интересов рок – газета создает раздел «Рок-клуб» (до сих пор, кстати, остающейся одной из постоянных). Есть люди, увлекающиеся написанием стихов – само собой напрашивается основное направление издания. Отныне и до самого последнего номера «ВОПЛя» поэзия останется самым приоритетным направлением газеты.


Непритязательна и аудитория. Повторюсь еще раз – в первые месяцы существования газета пойдет совершенно новым, нестандартным, не побоюсь этого слова, креативным путем. Тем более, что «территория» все еще «не пройдена», ждет своего первооткрывателя. Нет еще той активности среди молодежи. Для кого-то газета – способ быть услышанным, получить возможность публиковаться. Для кого-то – интересный культурный эксперимент. Однако и те, и другие в равной степени следят за развитием издания. Но, утверждать, будто бы «ВОПЛь» - газета для «неформалов», по меньшей степени глупо. С первого же номера Дмитрий затрагивает тему суицида и «игры в безнадежность», столь популярной еще в то время среди молодежи. Ведь, как мы с вами помним, это было время моды на эмокидов и готов. И социальный дух номера делает свое дело. Один из экземпляров попадает в руки Даньковой Татьяны Константиновны, которая, положительно отозвавшись о номере, способствует его распространению среди участников съезда одаренной молодежи в пос. Прудки.


В довершение всего – «Стихи на асфальте». Пафосно выражаясь, просто и гениально. А главное – дерзко. Сейчас, вспоминая уже по пршествию лет, я могу только удивиться тому, насколько точно был сделан «выпад» общественной чопорности, так любимой жителями города в частности, и области вообще.


Вспомним об этом подробнее


Жаркий летний день. В магазине покупается набор цветных мелков. Прогулка по городу с целью выбора места проведения «диверсии». Словно бы партизанская вылазка. Местом первого «удара» выбрана пешеходная дорожка, примыкающая к зданию службы занятости города Сафоново. Мелки распакованы, Дмитрий начинает наносить свое стихотворение на неровный, испещренный, облупленный асфальт. Весело. Радостно. Радость, однако, весьма быстро оказывается под удар, как, впрочем, и вся акция. Нас замечает милицейский патруль. Выброс адреналина удивительнейший. Но… Вот тут-то и проявляется впервые всеобщая склонность к удачно складывающимся обстоятельствам, мистической каймой долгое время тянувшейся за проектами издания. К нашему общему удивлению, милиция, вежливо поинтересовавшись причиной и целью написания стихотворения (как причина, была указана попытка объяснения с возлюбленной девушкой), внимательно и даже заинтересованно прочитав написанное, патруль…пожелал нам успехов, продолжив движение в сторону площади.


А вот как об этом вспоминает сам Дмитрий: «Лето…было богато на природные сюрпризы, и два из трех выходных…я просидел дома из-за проливных дождей. Зато третий день выдался очень теплым и солнечным. Под лучами жаркого солнца город обсох, и я с наслаждением и благодарностью небу отправился с братом в город.


Было очень легко шагать по серой поверхности высохшего асфальта. Небо было чистым, солнце теплым, но мне чего-то не хватало. Было как-то…спокойно, что ли. И я решил во что бы то ни стало удивить свой родной город, напомнить ему о своем существовании, чтобы он знал, что я есть. Я купил набор цветных мелков и пошел искать достаточно ровный участок асфальта, который должен был стать для меня полотном, листком серой бумаги. И я нашел его. Возле перка у бюро трудоустройств, под сенью дерев я начал выводить строчки своего стихотворения.


Проходящие мимо люди не были равнодушны к моему труду. Многие останавливались, начинали читать, просили дать возможность узнать, чем все кончается. Так как в стихотворении говорилось о девушке, то все интересовались, кому оно посвящено. Я говорил, что одной девушке, хотя посвящено оно было всем девушкам, ответившим безразличием на обращенную к ним любовь. В ответ люди выражали свое удивление и желали мне удачи. Когда стихотворение было закончено, и я стоял, оттирая разноцветные пальцы, к «месту происшествия» подошла группа блюстителей порядка, человек шесть. Они молча прочли стихотворение на асфальте, поинтересовались, кому оно посвящено и, пожелав удачи, ушли. Я отер руки и вместо подписи оставил под стихотворением свой юин и, довольный, отправился гулять по городу.


Уже вечером со мной на связь вышел первый человек, потом их было много, в основном девушки 14-17 лет. Со многими из них я впоследствии познакомился вживую. Большинство из них оказались неформалами. Стихотворение продержалось 3 дня. Только со второй попытки дождю удалось смыть его, но и сегодня я убеждаюсь, что стихотворение остается в памяти людей» («ВОПЛь» №8 от 1.04.2009 г.)


Забегая вперед, напомню, что попытка повторения успеха уже спустя год, в 2010 году, потерпела неудачу. Время было уже не то, проводимые достаточно часто для города акции и молодежные мероприятия притупили восприятие подобных творческих порывов редакции газеты. Всего же, за всю историю существования газеты, можно насчитать порядка четырех акций «Стихи на асфальте», ни одна из которых так и не сумела сравниться по значимости и успеху с той, самой первой.


Но это риторические отступления. Вернемся в лето 2009 года



Вместо подписи, под стихотворением Дмитрий оставляет свои данные ICQ. Реакция не заставляет себя долго ждать. Уже на следующий день на Дмитрия начинают «выходить» люди, прочитавшие «послание» и заинтересовавшиеся сутью того, что есть, и для чего нужен «ВОПЛь».


Постепенно тираж газеты начинает расти, как и число читателей. Примерно к этому времени выпущено уже 11 номеров.


Подведем итоги жизни «ВОПЛя» (2008-2010 гг.)



К 2010 году стандартный тираж составляет 50-100 экземпляров, стремительно расходящихся по читателям. За все время существования газеты было опубликовано 122 стихотворения, 107 статей, 42 интервью и «разговорных» материала, 15 рассказов и прозаических фрагментов, «открыто» 35 авторов.


Под эгидой издания в первой Гуманитарной Гимназии города Сафоново начинает свою работу малое издание «Рождественская звезда». Ставится постановка «Паутина», основанная на произведениях самих авторов газеты. Постановка также проходит в филиале ЦРБ (микрорайон), после чего ребята дают последнее, третье выступление, вновь в Гимназии, получая положительные отклики как от учащихся, так и от преподавателей. Изданием проводится также и творческий вечер «Союз струны и строк», на котором звучат произведения Паршина Вадима и вокально-инструментального ансамбля «Вдохновение» под руководством Понасовой. «НС'и» участвует в освещении как первого, так и второго сезонов открытого всероссийского фестиваля «Сафоний». Сам главный редактор газеты, Паршин Дмитрий, ежегодно проводит творческую работу в рамках «Съезда талантливой молодежи».
На рубеже 2010-2011 гг. изданием организован поэтический конкурс «Весенние Цветы».


Вот, наверное, и все, чего сумело добиться издание. И это, надо заметить, не мало. Впереди еще возникнет новое название, многократного изменения подвергнется политика редакции. Но до всего этого еще целые полтора года. А пока…


Первые шаги



Начало – уже победа. Издание заявило о себе, пусть в кругах пока еще и не столь обширной аудитории, не пронесясь вихрем среди литературного города. Главное – положено начало. И начало многообещающее. «Мы здесь, чтобы полночь взорвать» - такими словами группы «Ария» газета определяет перед собой и читателем движение ближайшего будущего. И ход этот вполне закономерен. «ВОПЛь» - молодой «субъект» Сафонова, и конечно же, в условиях «тишины» культуры своей «малой родины», просто обязан позиционировать свою агрессию по отношению к принципам неучастия. 

Похожей дорогой, весьма традиционной уже как 80 лет (вспомним, пожалуй, основоположников «провокационного» искусства – Давида Бурлюка  и футуристов), шли в последующем и CUBA, и рок-сцена города (вспомним хотя бы создание напряженных отношений между группой «Восход» и 

Домом Культуры, идеологов организации общероссийского рок-фестиваля «Сафоний» и городских властей). Новое, дабы не повторить «уже пройденное», само же ставит себя в рамки «воителя», отторгающего то, что было, то, что узаконено временем. Не даром уже во втором номере газеты (от 17 ноября 2008 г.), в разделе «Из ICQ» приводится диалог, начинающийся словами «классика уже не актуальна. Официальные творцы творят ничто, будущее за неформалами». Попытка «приладиться» к аудитории? Игра на слабейшую (на тот момент) сторону (стоит запомнить это утверждение – оно выделяется уже тем, с какой пророческой точностью ставка делается на субкультуру неформалов, ставшую уже всего через два года одной из решающих движущих сил в культурном пульсе Сафонова)? Возможно. Во всяком случаи, амбициозности у Паршина Дмитрия периода 2008-2009 г.г. не отнимешь. «Мне удобнее быть воином и иметь противника…» (там же). Откровенно и, порою, даже нагло, претенциозно. И, конечно же, не намеренно (вспомним, это еще не «НСи»). Оттого четкое движение к завоеванию высот через «лагерь беженцев в родном городе» и весьма меткая пиар-акция, наверное, и привели к столь хорошим результатам, просто от того, что именно в этом заключалась откровенность, даже открытость и прямолинейность позиции «Вечернего Общества Писателей Любителей». Да и в самом факте присутствия этой вот позиции, которая зачастую отсутствует, упускается многочисленными молодыми и молодежными организациями, штампующимися в наше время тоже. Да и, если разобраться, само время требовало проявления молодежного «организма», выросшего на пустоте культурной и общественной почве жизни, пока еще внесоциального, отторгающего как авторитетность старшего поколения, так и необходимость своего сосуществования, сосозидания с ним. Позволю еще раз напомнить – «ВОПЛь» во многом стал первооткрывателем, «окном» ко всем тем достижениям Российской культуры, достигнутым страной задолго до того. Но в том, наверное, и заключается путь поступательного развития нашей с вами страны. Более позднее проявление нашей с вами сознательности и развитости приобретает положительные стороны, если ставить эту «заторможенность» в контексте «хождения по проверенному пути». Это новое не только уже достигнуто, но и опробировано. Но присутствует здесь и еще один аспект российской традиции, а именно – повторное открытие уже открытого. И «ВОПЛь» - наиболее интересный пример «первооткрывательства» в Сафоново. Идя по уже многими преодоленному пути, Паршин Дмитрий в тоже время добивается своих побед, достигает своих высот, нарабатывает собственный опыт.


«В свободное время он бродил по рынкам, по берегам рек и изучал дворы. Он изучал людей. Он учился читать людские грехи в их глазах. Он учился чуять падших. Он ничего и никого не боялся…» («Хирург»; Паршин Дмитрий; «ВОПЛь» №2 от 17.11.2008 г.)


И пока опыт этот успешен. Нет еще игры на скандальной теме декаданса, не всегда понятных роспусков всего творческого состава газеты, не появилась в ее жизни «Смоленская общественная региональная организация развития социальных инициатив «Феникс», самого загадочного и неоднозначного периода жизни издания (пусть уже и не «ВОПЛя»).


Примечательно то, что Дмитрий в период с 2008 по 2009 год придерживается четкой позиции независимости и свободы слова. Сам он определит это уже в 2010, спустя год, говоря в интервью: «ВОПЛь» никогда не определял себе курс. Он просто старается не потерять независимость своего слова и правдивости, граничащей с откровенностью, уместной на своих страницах» («Alter Ego» №1 от 22.04.2010 г.). И, в подтверждение сказанного, с самых первых номеров превращает листовку в своего рода стену, на которой, от номера к номеру, ведется абсолютно открытый, уличный диалог людей, которым есть что сказать, или же попросту хочется высказаться. И от того – столь невероятная, так многим понравившаяся и запомнившаяся до сих пор компоновка страниц: самая обычная, неброская надпись маркером, цитаты из Фридриха Ницше, «Арии», диалоговые материалы (словно бы некая импровизация на свободную тему), стихи, фактически полное отсутствие (на протяжение 7 номеров) статей в традиционном их понимании. Да, сейчас подобная листовка уже никого не заинтересует, но найдется ли тот, кто поспорит с тем, что тогда, на тот исторический период, «уличность», даже «чатовость» творения Паршина Дмитрия удивительным образом привлекало внимание читателя, запоминаясь как нечто новое, нестандартное, внесистемное. 


Необычайно сильно выделялся «ВОПЛь» на фоне консервативной, напоминающей по своему строю издания советского периода «Сафоновской Правды», основой верстки которой составляли отчеты по бюджету, проведенной административной работе, аукционов, за редкими публикациями уже не молодых, «просторабочих» сочинителей. В противовес этому, Паршин Дмитрий говорит о том, что «мне постоянно старшие задают вопрос: «Когда ты повзрослеешь?» А я смотрю на них и думаю: а зачем взрослеть? <…> Я…понял: старше не значит умнее…Вопрос в другом: как ты оцениваешь и какую позицию занимаешь.».


Это в 4 номере (от 14.12.2008 г.). и вот подходя к поднятому вопросу поколений, наверняка будет правильнее преступить к очередной главе биографии «ВОПЛя», потому как 4-5 номера издания своего рода отчетные точки между двумя ступенями развития листовки. Знаменательно даже то, что перелом наступил именно в декабре, как бы обозначая смену времени. И все то, что будет помещено на страницах газеты в последующем станет серьезнее, глобальнее. Своего рода юность. Тогда же начнет меняться и читающая аудитория «ВОПЛя», неформалы «отойдут в сторону», что совпадет с концом и «эпохи «Стекляшки» (места памятного для многих любителей рока), а так же временному угасанию их активности. Можно было бы конечно назвать конец 2008 года кризисом для Паршина Дмитрия, если бы не очевидность планомерной смены приоритетов, всегда и везде связанной с потерями, трудностями. Не избежал их и «ВОПЛь».

Мой город. Мое поколение.
(с) Вадим Паршин