понедельник, 14 мая 2012 г.

Литературная валькирия. Интервью с Ольгой Козловой (полное)



Досье автора:
Козлова Ольга не раз представляла поэтическую молодежь города Сафоново на различных мероприятиях областного и всероссийского уровня (фестиваль ЦФО «Рубежи культуры, рубежи искусства» в 2011 году - Центральная Районная Библиотека; «Персона» в Сафоново» в 2012 году - Центральная Районная Библиотека).
Закончив 11 класс гуманитарной гимназии города Сафоново, Ольга не стала останавливаться на достигнутом и вот уже год является студентом филологического факультета Тверского Государственного Университета.
В апреле 2012 года Ольга приняла участие в художественном оформлении Смоленского литературного журнала «Красная Строка».
За весь период участия в поэтическом конкурсе «Весенние Цветы» (сентябрь 2010 - май 2011) стихотворения Козловой Ольги получали статус «серебряная строка» (сентябрь 2010 года) и «золотая строка» (декабрь 2010 года).
На период март-апрель 2012 года в голосовании премии «Он-лайн признание», учрежденном Паршиным Дмитрием, Ольга лидирует с отрывом более чем в десять голосов.




- На данный момент читатели журнала «Новые Строки» и подписчики твоей публичной странички в соцсети «В контакте» могут ознакомиться со стихами периода 2009-2012 гг. А самые первые работы? Можешь рассказать о них?
- Стихотворения 2009 года и есть самые первые! О них я упоминала еще в статье, опубликованной в журнале «НС’и» (тогда еще журнал назывался «Новые строки») в №2 (23) от 26 июля 2010 года: «В мою жизнь это пришло, как бывает у многих, из-за любви...». Так и есть. Влюбилась - написала стишок. Второе и третье стихотворения были тоже о любви, но это уже что-то из разряда «я тебя не люблю, иди ищи себе другую». Но в отличие от «самого первого стиха», второй, все-таки, попал в руки адресату. Причем сама я его адресату не хотела передавать, а после его написания, в школе, на перемене искала зажигалку, чтобы сжечь стихотворение. Но мой друг, Ваня Гурьев, отнял его у меня и сам лично выступил в роли посыльного. Ну, наверное, как многие, кто только начинает заниматься творчеством, я долго боялась показывать кому-либо свое рифмоплетство. Но в один момент, все-таки, решилась отнести их Наталье Петровне (преподаватель литературы МБОУ Гуманитарная Гимназия - прим.автора). После того, как мои одноклассники узнали об этом, они тоже начали приносить ей свои стихи. Даже гордость берет: я своим поступком подала пример другим людям. Но не об этом сейчас. Официальным рождением поэта, как второй моей ипостаси, я считаю фразу, которую произнесла Наталья Петровна где-то в марте 2009: «У девочек такие нежные стихи, а у Оли со смыслом». Потом мы долго работали с Натальей Петровной над обработкой моих стихов. В итоге получилось то, что вы можете видеть сегодня.
- Стремление поступить на филологический факультет как-то связано с твоим творчеством?
- Да, связано. Родители хотели, чтобы я стала юристом (из-за этого мне иногда кажется, что я повторяю творческий путь Вольтера), но после долгих распрей и чуть ли не битья посуды я смогла убедить маму, что не хочу всю жизнь заниматься тем, что мне не нравится. После одобрения моего решения родителями, я начала готовиться на филологический. «Только на фил.фак - думала я - не возьмут в этом году, буду пробовать в следующем». Мне не важно было в каком университете я буду учиться, главное, что на филолога. На меня до сих пор показывают пальцем, смеются и говорят «препод русского и литературы», совсем не догадываясь, что филолог - это человек, который грамотно говорит и пишет, поэтому может устроиться работать где угодно: от бухгалтера до спичрайтера и журналиста. Если другие направления на филологическом изучают только свою специализацию, то мы изучаем все: литературоведение, историю мировой литературы, историю русской литературы, теорию коммуникации и т.д. Может, из-за того, что профессия филолога охватывает столько областей знаний, мне захотелось именно туда, чтобы наверстать время и знания, упущенные в школе.
- Зачастую, какую бы область человеческой жизни, эмоций, собственного «Я» не охватывал поэт, в его творчестве можно проследить некую основную тему. Какова она у тебя?
- Еще мои учителя говорили о том, что в моих стихотворениях очень часто проскальзывает слово «Я». Я отпиралась, говорила, что пишу обо всем. Потом, приглядевшись к своим творениям, поняла, что и правда, мое «Я» и отражение именно моей личности - это главная тема моего творчества. Поэтому я и говорю: «Хотите узнать меня, почитайте мои стихи». Ну, это лично мое мнение, а как известно, мнение автора о его творчестве и мнение его читателей - это два противоположных полюса, они почти никогда не совпадают. Хотя, я пыталась писать о войне, но на мой взгляд - ужасно вышло. Мне проще писать о том, что я сама пережила. Я конечно патриотична, но мне кажется, о той же самой войне я не напишу, потому что я не знаю, что это такое - когда в любой момент ты можешь умереть или остаться инвалидом от случайного снаряда; я не видела горящих городов и деревень. Я могу написать со своей точки зрения, только предположить.
- Помимо поэзии, ты так же практикуешься в прозе. Можешь рассказать о том, что уже написано?
- Пока точно сказать не могу. Меня очень интересует тема религии. Об этом и вся моя проза. Почему-то, стихами выразить смысл веры я не могу. Только в прозе у меня получается это, да и то, мне кажется, выходит слишком занудно. В журнале «НС’и» было напечатано несколько частей моего рассказа «Noir Loup» о творческой молодежи, но сейчас я его переделываю, потому что, когда я начала его писать, я была еще ребенком (да, в 15 лет я еще чувствовала себя ребенком), поэтому большинство персонажей получились немного наивными. Теперь я выросла и пора растить и своих персонажей. Надеюсь, я не затяну с этим делом и скоро закончу рассказ.
- Возвращаясь к поэзии, поделись своим восприятием современной молодежной поэтической среды.
- Сейчас поделюсь, и опять на меня критика рекой польется. Но я, все-таки, поделюсь. Как ни странно, Пушкин, которого я недолюбливала за его слащавые стихи и рифмы «кровь-любовь, слезы-грезы», оказался мастером в другом деле: в понимании молодежи. Когда я прочитала его официальную записку «О народном воспитании», я глазам своим не поверила! Во-первых, я поняла, что действительно, люди не меняются. Меняются только декорации и форма речи. Во-вторых, я таки нашла как правильно изложить свои мысли по поводу пишущей молодежи. Моими словами это бы получилось немного грубо, но Александр Сергеевич высказал колоссально новаторскую, приятно оформленную мысль: «Во всех почти училищах дети занимаются литературою, составляют общества, даже печатают свои сочинения в светских журналах. Все это отвлекает от учения, приучает детей к мелочным успехам и ограничивает идеи, уже и без того слишком у нас ограниченные». Эту фразу можно было бы немного раскрыть с современной точки зрения: похвалили девочку один раз за стишок, как сейчас любят выражаться, ванильный, так она, наивная, всю жизнь так и будет писать о музыке в плеере, кедах, ночных прогулках, холодном кофе с корицей и простынях. И никуда, несчастная, дальше не денется. Так же присутствует такой феномен, я бы его назвала «культ верлибра». Многие пишут без размера и без рифмы, говоря, что «я пишу верлибром, я от вас всех отличаюсь». Ничего подобного. В наше время верлибром пишут либо гении (которых за тридцать-сорок с лишним лет так и не родилось), либо бездарности, которые не умеют слова в рифмы складывать и не знают, что такое стихотворный размер, но выпендриваться то хочется. Вот и пишут что-то непонятное. Больше по этому поводу я ничего сказать не могу. Разве только то, что эти два типа «поэтов» буквально забивают до смерти в творческом плане по-настоящему одаренных людей. Но это проблема издательств и редакторов, которым подавай все стихи ванильные и простые.
- Тверская, Смоленская, Сафоновская поэзия. С ними ты так или иначе уже знакома. В чем, по-твоему, их различия и общие черты?
- Различия в поэзии разных областей есть всегда, не смотря на то, что страна одна. Тверские поэты очень избирательны и придирчивы к «молодняку». Большинство из тех, с чьими работами я, так или иначе, знакома, обращают внимание на строй и рифму стихотворения, на употребленные слова (например, не любят слова так или иначе устаревшие), большое внимание уделяют настроению произведения. У Тверских поэтов я пока не увидела ни белых стихов, ни верлибра (многие это даже стихами не считают). Все стихотворения имеют очень привлекательный для глаза и слуха строй.
Смоленская поэзия (я, может, буду немного жесткой) ориентируется ни на смысл, ни на ритм, ни на рифму, а на то, как пафосно прочитает поэт свои произведения. Это очень печально. Это дает простор для псевдотворчества. Можно написать любой бред, можно смешивать разные стили, разные направления, причем так безвкусно, что аж читать не хочется, можно путать даже самое банальное (род, число, падеж и т.п.). Но! Многие таки побеждают с этим бредом, и только на конкурсах, где текст жюри не рассматривает.
Сафоново от Смоленска вообще не уходит. Нет, я не спорю, везде есть талантливые люди, но бредопишущих больше. Тот же конкурс «Весенние цветы», который проходил в Сафоново среди наших (сафоновских - прим.автора) поэтов. После прочтения некоторыми поэтами своих стихов, жюри хлопало в ладоши и распиналось по поводу того, какого талантливого поэта взрастила земля Смоленская. Во втором туре, когда жюри уже видело текст в печатном виде, эти расхваленные не получали даже четвертого места. Ну и конечно, такой просто неотъемлемый факт всех конкурсов и лит.объединений: иногда выигрывают только любимчики или те, кто вовремя подлизался. Но если у нас большинство организаторов и редакторов оказываются именно такими, и их любимые подопечные, с их великой помощью, может, и выиграют городской и областные конкурсы, стоит им выйти на Россию, там они со свистом пролетят. А так, поэзия, может быть, даже больше везде одинаковая, города все-таки не в разных странах находятся. Поэтому, может, какая-то национальная общность имеется.
- Твоя публичная страничка была создана относительно недавно. С какой целью ты это делала, и были ли достигнуты желаемые результаты?
- Цель простая. Сначала было лень отпечатывать свои произведения, чтобы их прочитали знакомые, которые так яростно этого требовали; пересылать сообщениями тоже было не вариант - они терялись в переписке. Сидеть и рассылать всем желающим каждый день одно и то же стихотворение было непозволительной роскошью в плане потери времени. Поэтому, скрепя сердце, создала публичную страницу на самом посещаемом в России сайте «В контакте». И люди, которые очень жаждали ознакомится с моим творчеством, ознакомились с ним. И мы договорились, что они в группе отписываться не будут, а будут говорить мне все лично. Так и есть: я выкладываю, они читают и потом обсуждают это со мной при личной встрече. Чтобы как-то продвигаться через инет, я вообще не думала. В интернет я верю только в одном случае: когда надо передать информацию на большие расстояния (в моем случае, это сотни с лишним километров), а когда люди переписываются, будучи в соседних домах - это смешно. Я даже поместила запись в группе о том, что я не продвигаю себя через это сообщество, я просто выкладываю все, что в голову придет. Но этот пост благополучно проигнорили и стали говорить: «Козлова нигде не может пробиться, поэтому стишки «В Контакт» скидывает». Честно, мне смешно. Хотя каждый видит то, что хочет видеть. Я уверена в том, что над этим интервью многие люди откровенно поржут. Ну и пусть смеются, я бисер перед свиньями метать не привыкла. Я отвечаю на эти вопросы, чтобы меня лучше узнали, вот и все.
- В чем по-твоему состоит поэтический путь?
- Пока не знаю, если честно. Я могу только сказать, в чем я хочу, чтобы он состоял. Я, может, придерживаюсь слишком наивной и ужасно немодной тенденции в наше время, но поэт не для того создан, что бы слышать от людей «классно написано» или что-то в этом духе, и не для того, что бы говорить «я пишу для себя» и лезть со своими стихами везде. Нет. Если ты пишешь, то пиши для людей, потому что с того дня, как общество увидит хотя бы одно твое произведение, ты себе уже не принадлежишь, ты принадлежишь той или иной читательской публике, и уже на твоей совести, что ты вложишь им в головы. И я хочу, чтобы мое творчество кому-то помогло разобраться в себе, ведь у многих людей возникали, например, жизненные ситуации, схожие с моими, и они не знали, что делать. А я прошла это и более менее ориентируюсь, поэтому я могу помочь сориентироваться другим. Потому что мои стихи почти полностью автобиографичные.
- На тебя лично, а так же на некоторые твои стихи повлияло творчество и жизнь Владимира Маяковского. Почему именно он?
- Владимир Владимирович Маяковский - человек очень редкой породы. Такие люди рождаются раз в 100-200 лет. С одной стороны он очень простой, как деревенский мальчишка, но не наивный. С другой, он гордый, знающий свое предназначение человек, с развитым, острым умом. Читать я его начала из любопытства. Когда весь мой класс поголовно вопил: «Я его не понимаю! Я не понимаю, что он пишет! Я не буду это учить!», мне стало интересно, что же там непонятного. Достала книгу и начала читать с первого же стихотворения. Нашла стихотворение «Сергею Еснеину». Прочитала и почувствовала, как тело сотрясают маленькие судороги, хотелось заплакать. Стало обидно за поэтов, за всех поэтов, ведь когда они умирают, только родственники хоронят человека, все остальные же придворного шута своих маленьких жизней. Потом начала читать биографию. Когда на страницах стала мелькать его история с Лилей Брик, хотелось выкрикнуть, что Маяковский дурак. Но позже я подумала о том, что хочу, чтобы и меня так же преданно любили. И чтобы я так, отдавая всю себя, любила. Желание сбылось. Но не только любви можно поучится у этого человека. Его умение держаться на публике вызывает неописуемый восторг, его умение отвечать на колкости завистников - это талант. Бытует мнение, что Маяковский - «поэтическая проститутка»: писал сначала стихи по заказу партии, потом переметнулся на сторону Америки. Нет! Нет! И еще раз нет! Он любил свою страну больше всех, но не слепой любовью, а с выделением ее недостатков. И стихи его, написанные об Америке просто наполнены одним единственным смыслом: «Хочу, чтобы Россия продвинулась так же», и все. Он просто видел прогресс других стран и искренне желал своей стране достигнуть такого же.
- Ну и конечно же название твоей публичной странички и, по совместительству, данное тебе когда-то прозвище - «Литературная Валькирия». Можешь сказать пару слов о том, как это произошло?
- После долгих скандалов на темы, о которых никто, слава Богу, не знает; после того, как у меня вошло в привычку и стала неотъемлемой частью меня черта характера - говорить всегда то, что думаешь. А люди же не любят слушать правду, согласитесь. Поэтому меня освистывали почти за каждое слово, обижались, переставали со мной общаться; после того, как начал проявляться мой вспыльчивый характер; после того, как я изъявила желание провести чуть ли не революцию в поэтической жизни моего родного края. Отсюда и пошло прозвище, я бы сказала - кличка. В первый раз меня так назвал Дима Паршин (главный редактор молодежной листовки «ВОПЛ’ь», затем «НС’и»; сейчас - учредитель журнала «Новые Строки» - прим.автора) во вступительной статье к моему стихотворению «Я так не люблю заунывные строки». «Литературная Валькирия» - это было заглавие. Так и пошло.
- Что лично ты включаешь в понятие «Литературная Валькирия»?
- Раньше я включала такие качества как вредность, причем иногда почти детскую, нежелание в себе что-то менять, полное сопротивление приказам и наставлениям. Короче: вредная язва. Стервой пока называться не могу, ибо я пока не соответствую исконному значению этого слова (на Руси «стерва» означало «падаль»), да и никогда не буду ему соответствовать. Но эти качества проявляются иногда. Когда я говорю своим друзьям и родным о том, что я сволочь редкостная и вообще гадкий человек, эгоистка и т.д., они удивляются. «Просто немного вспыльчивая» - говорят они. И все. Сейчас «Литературная Валькирия» - это обычная девушка Козлова Оля, которая ходит по дому в цветастом халате, еле-еле умеет готовить (но пытается), любит веселые посиделки с друзьями, пытается стать хозяйственной (не знаю как сказать, но пусть будет так) женой и более менее примерной дочерью, марает бумагу и краски, рисуя картины, пишет стихи и немного прозу, читает Маяковского. Вот и все.